Учёт индивидуальных и возрастных психологических особенностей при создании развивающей среды.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений - навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условия» реализации способности детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей.
Учет индивидуальных особенностей детей базируется на гибкости образовательной среды, дифференциации образовательного процесса, психолого-педагогической диагностике. Эффективность воспитательно-образовательного процесс повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Индивидуализированная модель образовательной среды предусматривает индивидуализацию обучения, вариативность «режимов жизнедеятельности», разработку индивидуальных программ сопровождения и коррекции, развернутую модель обратной связи со всеми участниками образовательных отношений.
Пространственно-предметный компонент среды – один из ключевых факторов личностного развития. Сконструированная для ребенка образовательная среда должна побеждать его к самостоятельной, индивидуальной деятельности. Индивидуализация и возрастная ориентация среды обеспечиваются вариативностью образовательных программ, систематическим обновлением содержания образования, ориентацией на научные знания в разных областях, всесторонней адаптацией воспитанников в социальной среде.
Рассмотрим некоторые половые различия между мальчиками и девочками, которые предполагают дифференциацию компонентов формируемой образовательной среды. Так, образовательная среда может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом специфики развития, при этом расширяя их возможности.
Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше мальчиков. В том числе девочки быстрее осваивают навык чтения и письма. Поэтому среда для девочек в большей степени должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию и саморегуляцию, тогда как среда для мальчиков должна быть представлении зрительными стимулами, сложными пространственными конфигурациями, наглядной информацией и дополнительной внешней регуляцией поведения. Мальчики уже в раннем возрасте проявляют более высокую исследовательскую активность, которую надо ориентировать в среде, направлять ее на конкретные компоненты, которые могут использовать или реорганизовывать и содержательно наполнять их исследовательскую активность. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.
При организации пространственной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.
Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием различных эмоциональных стрессоров. Они не столь компетентны, как девочки в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справляться.
Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки (например, на веранде). Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках), тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.
В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать у них развитие мелкой моторики.
Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ, направленные на обще развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.