«Игрушка
в жизни ребёнка»
Игра, как самостоятельная детская деятельность
формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими
опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в
качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и
освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма
организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка,
его личности.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может
вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И
не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и
сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть
самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и
художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению
игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические
(транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка,
щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие
простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные.
Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы,
большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют
борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми
со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с
ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек
крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами
эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к
игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми
детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития
игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и
птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно,
чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных
представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый.
Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы,
побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её
компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия
чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены
и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы,
которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные
шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие
специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно
иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для
приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо
сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У
больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».
Правильное руководство игрой со стороны взрослых
делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно
расширяет кругозор ребёнка.
Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось
бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре.
Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к
перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия
взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным,
раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не
вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие дети используют в игре не только игрушки, но и
приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья
– вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре
предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его
фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру
игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок
совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается
его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования
инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья,
приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры
ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка. |